Общество Приморья классовое, а не сословное. Безусловно, существует некая наследственная преемственность. Сыну моряка стать моряком проще, чем сыну ремесленника, но это отнюдь не значит, что последнему это не удастся. Такое случается сплошь и рядом. Обратное, впрочем, происходит реже, поскольку моряк - самая уважаемая профессия в Приморье, и редко кто добровольно отказывается от такой судьбы.
Женщины в Приморье не занимают подчиненную позицию по отношению к мужчинам, однако есть традиционно сложившиеся женские и мужские занятия. И хотя, например, нет никакого официального запрета, не позволяющего женщине стать моряком, но ни одной нормальной приморской девушке такое просто в голову не придет. Исключения редки и быстро приобретают форму легенд или сказок.
читать дальшеВ приморском обществе можно условно выделить следующие классы-профессии:
Моряки - самое почетное и уважаемое занятие. Традиционно мужское. Даже самый последний юнга, ходивший в море, уже почитается достойным уважения. Перед ним не заискивают, поскольку в Приморье не принято льстить и унижаться перед кем бы то ни было, но по сравнению со своим сверстником-ремесленником или крестьянином юнга более успешен.
Моряки - самые смелые, отчаянные, веселые, честные и везучие. Быть моряком для любого гордость и честь. Считается, что нечестные и трусливые неугодны Матери-Морю. Ни один капитан в здравом уме не возьмет такого на борт. Аналогично с невезучими. С тем, кто прослыл невезучим, только самые отчаянные сорвиголовы согласятся иметь дело. Мать-Море, конечно, милостива, но в пути всякое бывает.
Среди моряков особый статус у капитанов кораблей. Чтобы получить этот статус, необходимо выполнить три условия: отходить в море не менее двух лет в ранге помощника капитана (неважно, старшего или младшего), пройти Лестницу Капитанов и приобрести свой корабль. Кораблём почти всегда управляет его владелец – за исключением тех случаев, когда у одного владельца больше одного корабля или если ходить в море ему уже не позволяет возраст. В таких случаях, как правило, корабли водят близкие родичи владельца. Претендент, успешно прошедший Лестницу, но не имеющий достаточно средств, чтобы купить корабль сразу же, может ещё некоторое время ходить в старших помощниках капитана или попытаться договориться о покупке корабля в рассрочку.
Капитаны (а также бывшие капитаны, уже не выходящие в море) могут быть избраны в управляющий орган Приморья - Совет капитанов. (см. пост об административном устройстве)
Также наособицу стоят «речники», те, кто водит суда по рекам. Настоящие моряки таких презирают, смотрят свысока. Впрочем, если ты пришел из сухопутных в речники - ты еще не конченый человек. Со временем могут и в море взять. А вот если ты ходил по морю, а потом по какой-то причине «опреснился», стал речником - обратно в море такому путь заказан. И это по-своему оправдано. Речниками нередко становятся те, кого и так в море брать отказались: неудачники или лжецы, также те, кто пытался пройти Лестницу Капитанов, но сорвался, не добравшись и до десятой ступени. Ни один уважающий себя моряк, как бы плохи ни были его дела, на речное судно не наймется.
Отцы кораблей (корабелы). Пожалуй, их занятие еще более почетно, чем мореходство, и уж точно самое уважаемое из сухопутных дел.
Занятие в основном мужское, хотя, как и у моряков, прямого запрета нет. Жены часто помогают мужьям-корабелам, но хозяйкой верфи женщина будет, только если она вдова и у нее нет взрослых сыновей или племянников, достойных занять место умершего корабела. Верфь всегда стараются передать родичу мужского пола. В крайнем случае мужу дочери.
Впрочем, закрытой касты корабелов все равно не существует. Тот, кто возьмется построить свою верфь, вполне может занять место среди отцов кораблей.
Корабли занимают совершенно особое положение в Приморье. Им дают имена, как детям, о них говорят, как о живых членах семьи, о них заботятся, а когда корабль гибнет, о нем горюют, как о родиче, И не только потому, что стоит он весьма недешево. Капитан, говоря о своих родных, назовет всех людей и свой корабль. И еще не факт, что корабль не будет назван первым. Если же корабль гибнет в море, капитан покидает его последним – если вообще покидает. Известно немало случаев, когда капитан убеждался, что вся команда ушла с тонущего судна, но сам оставался и погибал вместе с кораблем.
Поэтому те, кто строит корабли, почитаемы и уважаемы, хотя сами зачастую в море не выходят.
Отцы кораблей имеют голос в Совете капитанов (их немного, но к их мнению традиционно прислушиваются).
Рыбаки - не так уважаемы, как моряки, но все еще имеют дело с морем. Занятие как женское, так и мужское. Пожалуй, женщины даже преобладают. По крайней мере среди тех, кто не уходит далеко в море и не охотится на крупных и опасных рыб.
Ловцы жемчуга - в основном мужчины. Из женщин ловцами становятся самые отчаянные или самые отчаявшиеся. Занятие не из самых уважаемых, но почитается романтичным и довольно прибыльным при должной удаче.
Мало кто из детей не попробовал хоть раз нырнуть за жемчужиной. Найденную вот так случайно в детской игре жемчужину почитают талисманом и носят при себе всю жизнь (ведь дети ловят жемчуг недалеко от берега, где уже все много раз просмотрено. Если нашел - значит, счастливчик, отмечен самой Матерью-Морем).
Мальчишка, поймавший жемчужину во время такой игры, скорее всего, станет ловцом жемчуга. Опытные ловцы очень охотно берут таких везунчиков в ученики.
Женщины-ловцы в некотором смысле теряют свой женский статус. Такую едва ли возьмут замуж. Она - почти мужчина. С ней могут закрутить интрижку, но чаще отнесутся, как к товарищу-мужчине, чем как женщине, требующей заботы, внимания и бережного отношения.
считается, что у ловцов жемчуга особые отношения с Матерью-Морем. Ведь жемчужины - слезы Матери-Моря, и те, кто ныряют за ними, стоят на особом счету.
Пожилые ловцы из особо упрямых отказываются умирать на суше в своих постелях. Они продолжают нырять до тех пор, пока сердце или легкие не откажут и Мать-море не оставит их у себя. Такая смерть почетна.
Рыбаки и ловцы жемчуга, как и ремесленники, работают на себя. В Приморье вообще не любят посредников. Тот, кто пытается скупать выловленное или сделанное другими по низкой цене, а потом продать дороже, теряет всякое уважение окружающих. Того же, кто попытается таким образом перепродавать жемчуг и наживаться на этом, могут и камнями забросать. Впрочем, местным уроженцам подобная мысль если и приходит в голову, то крайне редко, а приезжие, в том числе и из основной части Рассветной империи, давно приучились не вмешиваться во внутренние дела Приморья, в том числе и торговые.
Другую большую группу городского населения составляют ремесленники: портные, сапожники, плотники, каменщики и др. Эти занятия могут быть как мужскими, так и женскими. Например, среди портных или плетельщиков мебели больше женщин, чем мужчин, а кузнецы и каменщики поголовно мужчины (по вполне понятной причине – физической силе).
Особую группу составляют маги. Они в Приморье встречаются куда реже, чем в основной Империи, да и спросом пользуются меньшим. К магам обращаются за заговорами на прочность для кораблей, парусов, рыболовных снастей, перед уходом в море часто обращаются за заговором воды и еды, чтобы дольше сохраняла свежесть. Моряк со способностями к магии – ценное приобретение для команды. Разумеется, способности таких магов крайне ограничены, поскольку морские путешествия не способствуют глубокому изучению магии. Матрос-целитель сможет быстро остановить кровь и немного ускорить выздоровление больного или раненого, водный маг – опреснить ведро морской воды, маг воздуха – немного ослабить или усилить ветер, но в дальнем плавании и это подспорье.
В отличие от основной Империи, в Приморье плоды магического прогресса приживаются не слишком быстро. Конечно, в обиход уже давно вошли магические светильники и многие бытовые артефакты, облегчающие ведение хозяйство (уборку, стирку и т.п.). Но в Ночь Огня на окнах стоят только свечи и масляные лампы.
В навигации магические артефакты не используют принципиально. Последним новшеством для моряков стало использование магических маячков, которые устанавливаются на корабль и по которым с берега можно отслеживать, где находится корабль. В доме Совета Капитанов находится зачарованная карта морей, на которой видно местоположение всех находящихся в море кораблей, снабжённых маячком. Но сами корабли продолжают ходить по компасу и звёздам.
Другой класс составляют торговцы. Как крупные, ведущие «дальнюю» торговлю (с Империей, Луфией, жителями Птичьего архипелага), так и мелкие рыночные.
Крупная торговля, как правило, является семейным делом, где муж, жена и взрослые дети выполняют различные функции. На рынке торгуют большей частью женщины: крестьянки, жёны ремесленников, рыбачки.
Наиболее редкие гости на побережье – крестьяне. Они живут в деревнях, удалённых от моря и занимаются земледелием и скотоводством. Их значительно меньше, чем жителей прибрежной области; однако благодаря тёплому климату и высокой плодородности земель в Приморье урожаи снимают хорошие. Собственного сельского хозяйства всё же не хватает, чтобы полностью обеспечить всю республику, и около четверти всего хлеба закупается в более северных областях Империи. Тем не менее, сельскохозяйственная продукция местного производства пользуется большим спросом – из-за более низких цен духа патриотизма.
Общество Приморской республики
Общество Приморья классовое, а не сословное. Безусловно, существует некая наследственная преемственность. Сыну моряка стать моряком проще, чем сыну ремесленника, но это отнюдь не значит, что последнему это не удастся. Такое случается сплошь и рядом. Обратное, впрочем, происходит реже, поскольку моряк - самая уважаемая профессия в Приморье, и редко кто добровольно отказывается от такой судьбы.
Женщины в Приморье не занимают подчиненную позицию по отношению к мужчинам, однако есть традиционно сложившиеся женские и мужские занятия. И хотя, например, нет никакого официального запрета, не позволяющего женщине стать моряком, но ни одной нормальной приморской девушке такое просто в голову не придет. Исключения редки и быстро приобретают форму легенд или сказок.
читать дальше
Женщины в Приморье не занимают подчиненную позицию по отношению к мужчинам, однако есть традиционно сложившиеся женские и мужские занятия. И хотя, например, нет никакого официального запрета, не позволяющего женщине стать моряком, но ни одной нормальной приморской девушке такое просто в голову не придет. Исключения редки и быстро приобретают форму легенд или сказок.
читать дальше