1. Ранения
1.1. Ранения бывают лёгкими, средней тяжести, тяжёлыми и смертельными. Первые три вида приводят к снижению уровня боеспособности персонажа в зависимости от исходного уровня боеспособности и тяжести ранения и поддаются лечению. Смертельные ранения лечению не поддаются.
1.2. Лёгкое ранение – ранение конечности, не задевающее кость и крупные сосуды. Раненой рукой нельзя держать оружие, на раненую ногу нельзя опираться. При нарушении этих правил ранение переходит в состояние средней тяжести в течение 3-5 минут в зависимости от нагрузки на раненую конечность.
1.2.1. К состоянию лёгкого ранения также приравниваются лёгкое сотрясение мозга (лёгкая дезориентация в пространстве и нарушения координации в течение часа или до конца игрового дня), множественные ушибы, вывих сустава.
1.3. Ранение средней тяжести – два или более повреждений одной конечности; ранение конечности, задевающее кость или крупный сосуд; неглубокое ранение корпуса (без повреждения костей и внуренних органов). При ранении в ногу или корпус ходить нельзя, можно лежать или сидеть, а раненой рукой нельзя двигать, иначе ранение станет тяжёлым в течение 3-5 минут в зависимости от нагрузки.
1.3.1. К состоянию ранения средней тяжести также приравниваются сильное сотрясение мозга (сильное головокружение, приступы тошноты, помутнения зрения, серьёзные нарушения координации до конца игрового дня), переломы.
1.4. Тяжёлое ранение – два или более средних ранения; глубокое ранение в корпус, в том числе с повреждением внутренних органов. Раненый может только лежать, попытки сесть или встать приводят к потере сознания. Говорить громко невозможно.
1.5. Смертельное ранение – два или более тяжёлых ранения; проникающее ранение в сердце; огнестрельное ранение в живот. Смерть наступает в течение 10 минут. Лечение невозможно. Смертельно раненный необязательно теряет сознание.
1.6. Выстрел в голову или в сердце, перерезание горла, удар в висок силы 10 приводят к мгновенной смерти и не считаются ранениями.
1.7. Если в течение 15 минут после ранения пострадавшему не оказана первая помощь, состояние раны ухудшается (лёгкое ранение становится ранением средней тяжести, среднее – тяжёлым; тяжелораненный теряет сознание и может умереть в течение следующих 10 минут, если помощь так и не будет оказана).
1.8. Ранения в зависимости от тяжести следующим образом влияют на боеспособность:
Здоров | Лёгкое | Среднее | Тяжёлое |
9 | 8 | 6 | 3 |
8 | 7 | 5 | 3 |
7 | 6 | 4 | 2 |
6 | 5 | 4 | 2 |
5 | 4 | 3 | 2 |
4 | 3 | 2 | 1 |
2. Лечение
2.1. Первую помощь при ранении (промыть тёплой водой и перевязать рану) умеют оказывать все военные.
2.2. Оказание первой помощи предотвращает ухудшение состояния, но лечением не является. Если в течение получаса после оказания первой помощи рана не обработана (не произведено лечение), состояние раны ухудшается. Исключение составляют лёгкие ранения, для них дополнительное лечение не требуется, но необходимо бережное отношение к пострадавшей конечности. Если ей активно пользоваться, состояние раны ухудшится и необходимость в лечении возникнет.
2.3. Лечение ранения средней тяжести включает в себя обработку раны целебным бальзамом (отыгрыш: изобразить намазывание места ранения чем-то, взятым из склянки) и смену перевязки (отыгрыш: сменить бинт).
2.4. Лечение тяжёлого ранения требует зашивания раны (отыгрыш: сделать несколько стежков по одежде раненого), обработки бальзамом и перевязки.
2.5. Перевязку необходимо менять раз в игровые сутки до полного выздоровления раненого.
2.6. Вывих лечится вправлением сустава. После лечения в течение часа необходимо беречь травмированную конечность (не опираться на ногу, не брать в руку тяжёлых предметов, в том числе оружие).
2.7. Лечение перелома требует фиксации сломанной кости (отыгрыш: примотать твёрдый предмет достаточной длины при переломе конечности; обмотать торс бинтом при переломе рёбер). При переломе ноги передвижение возможно только с опорой на костыль. Сломанной рукой нельзя шевелить.
2.8. Сотрясение мозга особого лечения не требует. Пострадавшему необходимо пребывать в состоянии покоя (хотя бы относительного, лежать необязательно), не совершать резких движений и не получать новых травм головы.
2.9. Умения лечить (обрабатывать и зашивать раны, вправлять суставы) есть не у всех, они отмечаются в игровом паспорте.
3. Выздоровление
3.1. Для успешного выздоровления необходимо: менять перевязку на ране (1 раз в игровые сутки); спать всю ночь (15 минут игрового времени в сутки); избегать нагрузок в целом (при среднем или тяжёлом ранении) или на раненую конечность (при лёгком ранении или переломе).
3.2. При выполнении условий, описанных в п. 3.1, состояние раненого улучшается с каждым днём. Например, если в первый день персонаж получил тяжёлое ранение, при правильном лечении и соблюдении режима на второй день его состояние будет приравнено к ранению средней тяжести, на третий – к лёгкому, на четвёртый будет здоров. Уровень боеспособности повышается соответственно (см. таблицу в п. 1.8).
3.3. При отсутствии перевязки или недостатке сна (5-10 минут игрового времени) состояние раненого не улучшается, но и не ухудшается.
3.4. После бессонной ночи состояние раненого может ухудшиться; уровень боеспособности снижается на 1 (от значения с учётом ранения). Ухудшилось или нет состояние раны определяется по боеспособности. Например, если персонаж с уровнем боеспособности 8 получил ранение средней тяжести (боеспособность 5) и после этого не спал ночь, его боеспособность снизится до 4, при этом ранение тяжёлым не станет. После ещё одной бессонной ночи боеспособность снизится до 3, и ранение перейдёт в состояние тяжёлого.
3.5. Лечение перелома производится разово, перевязка не требуется. В течение дня получения травмы и следующего за ним дня состояние не меняется. На третий день фиксацию можно убрать, но оставить повязку; боеспособность персонажа повышается до состояния лёгкого ранения; конечностью можно двигать, но нельзя её нагружать. На четвёртый день наступает полное выздоровление.